Выставка «Бесценный дар. К 120-летию со дня рождения Е. М. Лавренко»
Выставка, представленная в двух залах, посвящена 120-летию со дня рождения выдающегося ученого-геоботаника, академика Евгения Михайловича Лавренко (1900–1987). В 1984 году по рекомендации Государственного Русского музея он принял решение о передаче своего богатейшего (более 3 500 произведений) художественного собрания в Омский областной музей изобразительных искусств.
Экспозиция открывается небольшим разделом, представляющим графическое наследие выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина (1832–1898). В музей передано более 70 его графических работ.
В экспозицию включено несколько офортов 1870–1880-х годов: «На порубке» (1873), «Избы на берегу», «Пейзаж с двумя фигурами и собакой» (обе 1870-е)», «Тайга» (1881).
Русский рисунок и акварель XIX – начала XX века из коллекции Е. М. Лавренко значительно пополнили музейное собрание оригинальной графики, расширилась его жанровая и тематическая составляющая.
На выставке представлены «Женский портрет» (1840-е), исполненный академиком П. Е. Заболотским (1803–1866), «Портрет девочки» (1870-е), созданный офортистом-графиком Е. П. Михальцевой, а также «Кубанский казак» (1905), запечатленный художником-корреспондентом Г. К. Бакмансоном (1860–1953), участвовавшим в Русско-японской войне 1905 года.
Переданная в омский музей коллекция Е. М. Лавренко включает в основном произведения русских мастеров XVIII – начала XX века, однако в разделе зарубежного искусства хранится уникальная серия акварелей «Жизнь и обычаи айнов» японского художника Бёдзана Хирасавы (1822–1876). Омская коллекция в настоящее время признана самой большой – 12 акварелей – и значительной в научном мире. Информация, отраженная в расширенной экспликации, позволяет прикоснуться к утраченной культуре «островных» людей. Жившие в середине XIX века по пантеистическим законам айны в своей повседневной практике использовали лук с отравленными стрелами и поклонялись главному божеству – медведю.
К редким памятникам западноевропейского искусства XVIII века относится и т. н. «Английский альбом» (1778), составленный из 64-х большеформатных гравюр. Организатором этого грандиозного проекта выступил выдающийся коллекционер, член Королевского общества древностей Чарльз Роджерс (1711–1784).
В музейной коллекции зарубежной графики «Английский альбом» занимает особое место, являясь своего рода собранием шедевров графического искусства нескольких эпох – от Возрождения до Просвещения. В нем объединены рисунки знаменитых мастеров почти всех европейских школ XVI–XVIII веков. Несколько произведений из «Английского альбома» включено в состав выставки.
Музей имени М. А. Врубеля делает все для того, чтобы память о Евгении Михайловиче Лавренко жила в сердцах благодарных сибиряков.
Загрузка...