Выставка «Художник и время. Натюрморт»
В экспозицию выставки «Художник и время. Натюрморт» вошли произведения омских живописцев второй половины XX в. : Р.Ф. Черепанова , А.А. Молодцовой , Е.Н. Пастуховой , Г.Г. Пилипенко , Е.В. Смирновой , А.Ф. Соловьевой , А.А. Шакенова и др.
Очевидно, что в творчестве омских художников старшего послевоенного поколения натюрморт является прочной основой профессионализма в живописи и выражением национального начала, связанного с народной художественной традицией. Работа над натюрмортами являлась для них потребностью прикосновения к родной земле, натуре, жизненной конкретности. В течение 1960-80-х гг. неизменным оставалось желание авторов раскрыть с особой глубиной в «бессобытийном» жанре натюрморта собственное мироощущение и содержание своего времени.
Натюрморт в творчестве Евдокии Смирновой, Александры Соловьевой, Евгении Пастуховой является картиной с философско-поэтическим содержанием, что позволяет говорить об особом жанре натюрморта-картины. Поэзия во всем, в любой мелочи быта: в домотканой скатерти, в вышитом полотне, каравае хлеба. В этих деталях отражение труда сельского человека. Через изображение предмета авторам удавалось полновесно и образно рассказывать о характере жизни людей и современности, изображать масштабно, крупно, на уровне истории и эпохи.
В рамках декоративного направления созданы натюрморты Ростислава Черепанова, Георгия Пилипенко, Анатолия Щикалева. Цвет позволил колористам выходить за пределы натурного, трактовать окружающий мир эмоционально, свежо, с особой долей стилизации обобщения.
Натюрморт как жанр в его различных функциях и ипостасях сыграл немаловажную роль не только в творчестве омских художников, но и в становлении и развитии сибирского искусства. Натюрморт стал «большим» жанром, в котором решались современные задачи жанрового синтеза. В его эволюции ощутимы традиции русских и советских живописцев, богатство народного искусства, а также стилевые, образно-пластические тенденции развития отечественного искусства XX века.
Загрузка...