Гроза
ГАСТРОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА В ОМСКЕ
Художник - Сергей Австриевских
Художник по костюмам - Ольга Нестеренко
Композитор - Фаустас Латенас
Художник по свету - Нарек Туманян
В спектакле принимают участие:
Евгения Крегжде, Ольга Тумайкина, Леонид Бичевин, Игорь Карташёв, Александр
Горбатов, Павел Попов, Сергей Волков, Полина Чернышова, Ольга Боровская, Павел
Юдин, Карен Овеян, Евгений Косырев, Юрий Красков, Виталийс Семеновс, Любовь
Корнева, Оксана Суркова, Анатолий Меньщиков.
«Гроза» - вероятно, самая знаменитая драма А. Н. Островского. Многие по сей
день считают ее одним из наиболее загадочных произведений мировой драматургии.
После ее выхода в свет в 1859 году, после первых премьер в Москве и Санкт-
Петербурге «Гроза» сразу породила множество споров и противоположных суждений.
Кто-то называл ее несерьезной балаганной поделкой, а кто-то - совершенным
поэтическим творением. Кому-то казалось, что Островский выразил радикальный
протест против устаревшего уклада жизни, а кто-то, наоборот, увидел в его
драме апологию консервативного русского быта. Но все люди театра ясно ощутили
в «Грозе» настроение глобальной катастрофы, которая призвана то ли разрушить
мир, то ли его обновить.
Столь огромным оказалось влияние вроде бы простой, на современный взгляд,
истории, происшедшей в некоем провинциальном городке Калинове на реке Волге.
Главная героиня «Грозы» Катерина - молодая замужняя женщина - впервые
испытывает сильную любовь к мужчине, который не является ее мужем. Это чувство
превращается в роковое испытание для нее, ибо ни ее воспитание, ни общий уклад
жизни не позволяют ей покинуть семью ради возлюбленного, который к тому же не
готов принять ее…
С первых же постановок «Грозы» стало ясно, что роль Катерины относится к
вершинам женского трагического репертуара. Первыми ее исполнительницами в 1859
году были Л. Никулина-Косицкая (Малый театр) и Ф. Снеткова (Александринский
театр). Затем ее играли Г. Федотова, П. Стрепетова (ее выше всех ставил А. Н.
Островский в конце жизни), М. Ермолова, М. Савина, В. Пашенная - ярчайшие
звезды ушедшей эпохи. В XX веке - Е. Рощина-Инсарова в спектакле В.
Мейерхольда 1916 года в Александринском театре; А. Коонен в спектакле А.
Таирова 1924 года в Камерном театре; Л. Щербинина в спектакле Б. Бабочкина
1974 года в Малом театре; и другие знаменитые актрисы, составившие славу
русского театра.
Из разговора с режиссером Уланбеком Баялиевым:
Нам хотелось сочинить архаичный, поэтичный спектакль, понятный современным
зрителям: про человека, про любовь, про боль. Сейчас очень не хватает
глубокого, подробного разговора о человеке. Мир живет в страшной спешке, так
что мы не успеваем самое главное: поговорить, рассказать, добраться до глубины
в человеческих отношениях.
Мысли Островского очень объемны и современны. В городе Калинове каждый человек
- сгусток боли. Эта боль - «тяжесть бытия», и у каждого она оправдана. В
«Грозе», мне думается, нет «темного царства», нет противопоставления света и
тьмы. Катерина не «светлее», не «лучше», чем все остальные. Просто она другая:
она, как никто другой, ищет свободы, права на жизнь, права на любовь, пусть
даже вопреки устоявшемуся порядку.
Все мы знаем, что в душе всегда есть мечты и желания; но есть и мир, с которым
надо считаться. Недаром интернет в наши дни - главная среда общения: там можно
быть не собой, надеть маску, менять личины, казаться лучше чем ты есть. В
интернете ты можешь все регулировать сам, а можешь и скрыться насовсем, уйти в
тихое, незаметное одиночество, которое очень похоже на спасение…
Но мир и окружающих людей отрегулировать невозможно; от мира нельзя спастись
одиночеством, как в интернете. В мире, наоборот, надо искать человека. Так в
«Грозе»: там каждый герой ищет себе человека, каждый ищет общения. Таков,
например, Кулигин - наверное, самый одинокий из героев Островского.
А может, таковы и Кабаниха с Диким? В учебниках литературы их называют
главными злодеями «Грозы», повелителями «темного царства». А ведь между ними
когда-то могла случиться первая, настоящая любовь… Может, Кабаниха отказалась
от своей любви, чтобы выйти замуж за не любимого, но понятного и надежного? И
не оттого ли ее дети не вспоминают отца, что он «сгорел» слишком рано и не
оставил о себе памяти? Может, теперь Кабаниха узнаeт во влюбленной Катерине
себя молодую и хочет уберечь своего сына Тихона от трагической судьбы
нелюбимого мужа?
А. Н. Островский отдает частичку себя каждому из персонажей: он любит их всех,
внимательно слушает их. Как будто ходит к ним в гости на чай в том самом
халате, в котором его изобразил на портрете художник В. Перов.
Почему Катя так боится большой любви, которая грозит разрушить ее брак? Кто-то
говорит, из-за религии; мне думается, из-за совести. Катя хочет, как и все мы,
быть достойным человеком, порядочным, жить без вранья.
Кто-то должен взять на себя смелость проявить потаенное, истинное, сказать,
совершить поступок, упасть и снова встать, чтобы мы могли жить. Такие люди,
как Катя, становятся героями, идолами или изгоями - во всяком случае, на их
долю выпадают бесконечные похвалы и осуждения, размышления, оценки,
исследования…