«Танцовщицы» Эдгара Дега и тема театра в творчестве мастера
Цикл лекций «Из истории нового французского искусства (1874–1906)».
Во французском искусстве XIX век — это время консерваторов и время бунтарей. Тогда над бунтарями смеялись, не понимали, критиковали, не пускали на официальные выставки, но сейчас они куда более известны, чем их обласканные публикой современники: имена Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Родена, Поля Сезанна и других новаторов знают практически все. Но их творчество не было просто «бунтом ради бунта». Каждый из них искал средства, при помощи которых в искусстве можно было решить новые задачи, будь то желание запечатлеть стремительную изменчивость реального мира или попытка переосмыслить вечные темы.
Лектор — Галимова Лилия Альбертовна, сотрудник научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа
Эдгар Дега еще при жизни приобрел славу художника, изображавшего преимущественно танцовщиц, да и современный любитель искусства, услышав имя Дега, в первую очередь вспомнит именно многочисленных балерин мастера. Это вполне справедливо: танцовщицы, действительно, царят в его творчестве, уверенно потеснив других персонажей. Дега всю жизнь страстно любил театр, был завсегдатаем Оперы, так что появление балерин в его картинах неудивительно.
Но все-таки театральные сюжеты были для него не только данью уважения к этому виду искусства — изображая повседневную жизнь за кулисами, он менял традиционный подход к картине и принимал самое активное участие в той революции, что происходила во французской художественной жизни середины XIX века.