Пиковая дама
Бессмертная классика языком танца.
К 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Пластический фарс «Пиковая дама».
Повесть «Пиковая дама» — одна из самых мистических и таинственных в творчестве поэта. Сюжет повести нашёл своё отражение в драме, опере П. И. Чайковского, балете выдающегося французского хореографа Ролана Пети, повесть не раз была экранизирована. Лев Толстой назвал «Пиковую даму» шедевром.
«Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку, туза» — писал поэт.
Тема игры с судьбой — одна из важнейших в его творчестве. Рок против рока. Сюжет интригует, захватывает.
Эпиграфом к повести являются строки: «Пиковая дама означает тайну и доброжелательность». Пиковая дама — игральная карта, но здесь скрыта тайна трёх карт, которые предвещают выигрыш.
Рассказ своего приятеля, внука княгини Голициной, заинтересовал Пушкина: княгиня Голицына, красавица в молодые годы, прозванная в Париже «Московской Венерой», проигравшись в карты, обратилась к графу Сент-Жермену одному из самых загадочных персонажей Франции 18 века, авантюристу и алхимику. Он якобы и поведал ей тайну трёх карт.
Пушкин и сам был азартным игроком, писавшим: «Страсть к игре — самая сильная из страстей».
В центре повести образ неимущего человека, одержимого грандиозными иллюзиями.
Пагубная страсть, любой ценой желание обогащения, побеждает любовь к прекрасной девушке. Ему нужна тайна трёх карт, в которых, как предполагал герой, кроется его спасение.
Шедевр Пушкина актуален и востребован и в наши дни: конфликт между добром и злом, любовью и алчностью не устарел, тема игры с судьбой — одна из важнейших в творчестве поэта.
Бессмертная классика в современном прочтении — прекрасный способ взглянуть на героев позапрошлого века с позиций сегодняшнего дня, поэтому современный балет обращается к пушкинской прозе, не прочитывая буквально классическую версию из школьного учебника, а интерпретирует ее глазами наших современников. Глазам публики открывается балет в жанре пластического фарса, который захватывающе, интригующе и языком современной хореографии рассказывает о тех же муках и метаниях Германна, о которых рассказал Пушкин двести лет назад. Откуда и как начинается падение вниз? Стремясь к обогащению любой ценой, человек порой доходит до грани безумства, он готов продать душу дьяволу в обмен на богатство, успех, деньги, которые дают власть над людьми. А потом? Каков итог молниеносного взлета вверх?! Наступает расплата.
В жизни за все надо платить, аксиома известная, не важно, как и чем, деньгами ли, совестью, душой, убеждениями, рассудком… Но платить приходится всем и всегда. Смыслов в показанном спектакле можно найти множество.
В жанре фарса самое трудное — это соблюсти приемлемую меру гротеска, чувство такта, не переиграть, не выйти за рамки жанра. Пластический фарс «Пиковая дама», показывает зрителю в стиле современной хореографии, всю изысканную простоту пластического рисунка, пронизанную эмоциональной напряженностью.
Постановка не пытается дословно передать смысл каждой главы пушкинского творения. Она лишь создает образ человека, навеянный этой повестью, эпохой, ситуацией, пытается разгадать «героя нашего времени», чтобы каждый зритель мог прочувствовать и вытащить этот образ из себя, увидеть какую-то «свою картинку».