Цыганский романс
Во все времена образы цыганского табора бередили сердце и разум русского человека. Цыган идеализировали, преклоняясь перед пряной, пьянящей культурой, восхищались свободолюбием, но, в то же время ими пугали детей.
При этом без цыганского мелоса невозможно представить себе ни российскую культуру, ни даже современную музыку. При всей своей демонстративной открытости и тяге к общению, цыгане были, есть и остаются одной из самых таинственных и закрытых наций. Но есть верное средство понять их загадочную душу — через музыку, через романсы и песни, давно ставшие любимыми номерами на концертной эстраде, частью оперной мелодики. Например, свободолюбивая цыганка Кармен — едва ли не самая популярная оперная героиня. Невозможно представить себе без этих мелодий и классическую оперетту. Цыганская экзотика питала творчество Штрауса («Цыганский барон»), Кальмана («Марица»), Легара («Цыганская любовь») и многих других авторов.
Почти каждый русский композитор отдал дань цыганской тематике в романсах или операх. Многие русские романсы («Дорогой длинною», «Очи чёрные»), по существу, ничего общего с цыганами не имеют, но они насквозь пропитаны атмосферой свободы, романтикой дороги, томительной тоской, любовной страстью. Их со временем стали причислять к цыганским романсам.